Большая вода зовёт
"Отчетный" рассказ Скифа
Время - май 2005г. Место действия - Южный Буг (от Тыврова до Райгорода)
Погода - в этом году всё стало с ног на голову – повсюду сплошные дожди, то холодно, то наоборот, каштаны начинают цвести только сейчас, а главное, дуб до сих пор и не думает распускаться, следовательно, это ещё не конец.
Земля вроде бы оттаяла, но вся пропитана водой, в любом понижении, ямке, колее стоит вода и не впитывается, независимо от того дождит ли или наоборот.
Меня принудительно выгнали в отпуск и мы с дочкой пошли в водный поход с университетским турклубом. Маршрут простенький – Южный Буг – двойка с элементами тройки. Но зато вода большая, очень большая, как никогда. Водного опыта у нас никакого, т.е. по малым рекам плавали много раз, но ничего категорийного ни разу не ходили. Я, правда, прошёл Черемош – тоже серьёзная речка, но это было по малой воде, к тому же более 15 лет назад, короче давно и неправда, дочка же серьёзной воды не видела вовсе.
Поход был простенький, без выпуска и предельно разгильдяйский. Часть экипажей – опытные, кое-где неопытные матросы, у нас же единственный неопытный экипаж – как матрос, так и капитан.
Известно – капитан знает всё, но крысы знают больше. Дабы скомпенсировать отсутствие опыта, в экипаж была включена ручная крыса по имени Крис и внесена в судовую роль в качестве юнги.
В первую же ночь означенный юнга пошёл по бабам и притащил на борт полевую мышь (вариант – бурундучиху), которую ели отловили и выдворили из байды только через сутки.
Поход был настолько разгильдяйский, что многие участники лишь на маршруте узнавали, куда идём, откуда и на сколько дней, а количество участников, не говоря уже о составе, не определилось окончательно до последней ночи. В другом бы виде туризма раскладка заставила б провести расчёт, а тут всё просто – один экипаж один день кормит всю ораву и, соответственно, дежурит. Кстати, при таком подходе от желающих дежурить отбою не было. Зато старт был в 3 часа этой самой последней ночи. Представляете этот процесс, учитывая, что общественный транспорт ходит только до полуночи?
Итого уже на старте набралось восемь экипажей (при максимально допустимом количестве – три).
Так или иначе, вышли на маршрут из Тыврова, до вечера прошли пару несложных шивер, вечером стали на бивак, а наутро – Пасха. Христос воскрес!
Вот это удовольствие (мельница), представьте себе, проходится на байдарке. Там где-то слева (на фотке – справа) есть проход
|
Далее шли уж не помню как и к вечеру подошли к Киевскому порогу. Здесь нас ожидало первое приключение, главным героем которого стал Адмирал, он же Его Превосходительство.
Его превосходительство
|
Он же, вид спереди
|
Его матрос впервые сел в байду и знал (знала) только три команды – "направо", "налево" и "табань". Река в этом месте течёт строго на запад. Поэтому напрочь ослеплённый Адмирал (дело, напоминаю, было вечером) заметил порог только тогда, когда до него оставалось метров пять и дурным голосом заорал "Назад!!!". Что делает матрос, обязанность которого давать ход (правит капитан), услышав незнакомую команду, да ещё отданную в авральном режиме? Правильно, что есть силы гребёт ВПЕРЁД (осмысливать команду некогда). Соответственно, адмирал, которому объясняться тоже некогда, вынужден перегребать не только усилившееся течение, но и собственного матроса! Зрелище (а мы шли метрах в 10 за ними) было потрясающее – Адмирал грёб с эффективностью лишь ненамного превышающей мощь колёсного парахода! Ещё немного - вернулся бы в точку старта. А что он при этом орал, к счастью, заглушал рёв воды в пороге, но я догадываюсь… К чести Адмирала - гребёт он действительно лихо!
Так или иначе, вышли на берег, просмотрели порог. Говорят, там когда-то утонул какой-то киевлянин, отсюта и название. Что такое порог? В данном случае, представьте себе
Просмотр Киевского порога
|
стол, который накрыли второй такой же столешницей. Верхнюю столешницу сдвинули вдоль стола и по ней же против направления движения пустили струю воды. Вот там примерно то же самое, только вода течёт по гранитным плитам. Будь срез верхней плиты ровным, как у столешницы, вода ниспадала бы вниз мощной ровной струёй, подобно стоку с плотины, перепад высот порядка метра, но где ж вы видели в природе прямые линии? Край верхней плиты весьма изломан, соответственно струи наверху самые запутанные, а про низ я вообще молчу. В довершение всего, перед разломом накидано премного камней самых разных размеров и не все они торчат над водой, а за разломом, соответственно, тоже. Если выше слива подводные камни можно определить хоть как-то, то ниже оного вода просто-напросто кипит – поди разбери, что там под ней. Вот такая вот, примерно, ситуация. Опытные экипажи в такой воде ориентируются если не наинформацию, то на её мать, мы же не имели и этого.
Вот это – вход в порог. Если присмотреться, виден резкий перепад уровня воды недалеко от стоящих людей. Сама ступенька на снимке, естественно, не видна.
|
Просмотр показал два приемлемых пути прохождения – один по центру, по самому мощному сливу, но внизу можно нарваться на всё что угодно и другой – ближе к правому берегу – там течение потише, но рядом опасный обливной треугольный выступ верхней плиты, зато под ним, вроде, ничего нет, но и подойти сверху к нему труднее. В-общем, свои плюсы, свои минусы. Народ разобрался, кто каким путём будет идти, одели каски и спасжилеты. У нас на экипаж был, к сожалению, всего один спасжилет и одна из касок была старовата. Увы!
А вот это безобразие называется "шивера" очень любит встречаться перед порогами, за исключением тех случаев, когда лежит после них. Встречаются и самостоятельные экземпляры.
|
Первым шёл, естественно, Адмирал – лихо прокатился по центру. Потом ещё кто-то и ещё… Кто в центре, кто справа…
Асы шли этот порог сперва так…
|
А потом вот так.
|
Асы прошли лихо, мы же умудрились на этом пороге устроить цирк. Итак, выбрали для себя правый вариант, пошли. Должен заметить, что капитан, сидя в байде, не видит того, что прямо по курсу. Вместо этого перед ним спина матроса, перекрывающая обзор в узком, но очень важном секторе. Поэтому первому приходится полагаться на команды последнего. Мой же матрос при данном освещении оказался слепой, как крот (да и мне пришлось несладко), кроме того, мысль о том, что команды типа "Ой!!!" и даже "Камень!" информации не несут доходит, почему-то далеко не сразу. Куда информативнее: "Слева три", "Справа пять", но увы, сколько не объясняй на старте, всё втуне… Короче, в шивере перед порогом я умудрился заблудиться и слишком поздно обнаружил, что нас несёт на камень, аккурат между двумя сливами. Слева – досягаемо, но я туда не хочу, справа – намеченный путь, но далеко, а река несёт. Далее, прикидываю, что означенный камень подпирает воду и течение над ним не очень сильно и решаю рвануть направо – авось успеем, но для этого приходится подставить борт. Короче, зрители на берегу наблюдают, как байда подходит к сливу… боком. Последствия очевидны – каркас должно перемолоть вместе с экипажем. Со стороны выглядело так, словно байда потеряла управление, а когда на борту два дурака (Криса высадили перед порогом), возможно всякое... К счастью, головы никто не терял и я в последний момент бросил корму вправо, в струю. В результате нос прошёл буквально над треугольным обливняком и разворот произошёл в самом сливе, когда же нос байды коснулся воды она была уже ориентирована чётко перпендикулярно стоячему валу. На берегу вздохнули с облегчением… А теперь представь себя на месте матроса. Солнце в глаза, байда идёт неизвестно куда, команда грести левым со всей дури…, вдруг слева разверзается бездна, нос поднимается и валится вбок, именно туда, а потом вниз, а потом касается воды, но почему-то продолжает погружаться, а впереди встаёт вал до неба… На самом деле, высота скачка не так уж велика, но сразу же за сливом вода пенится (пенник) и пена, плотность которой низка смотрится как вода, но не держит ни байду, ни спасжилет, потому нос и погружается, а далее струи воды, отражаясь от дна, встают впереди стоячим валом, который не так уж и велик, немногим выше фальшбортов, но если смотреть на него снизу, да под наклоном… В общем, кое-кто разинула варежку и каркнула во всё воронье горло именно тогда, когда нос прорезал стоячий вал. Последствия очевидны. Когда она отплевалась, мы уже причалили к берегу.
Вот он, наш экипаж. Возможно, даже перед этим порогом. Тогда через секунду байда станет поперёк струй.
|
На следующий день спокойный переход, прошли несколько шивер, приблизительно вот так:
До того
|
И в процессе того.
|
Кадры уникальны тем, что увековечили чуть ли не единственные два момента, когда из данного судна не отчерпывали воду (миской). Что поделаешь? Салют - когда-то давным-давно был венцом байдарочной техники…
Далее, на подходе к Посёлку Печора начинается знаменитая Александрийская шивера. Первые два экипажа сели сразу же. Впрочем, как сели, так и снялись. Просмотрели – логичного пути просто нет. Пришлось идти кто во что горазд, тем более, что запомнить конфигурацию камней невозможно – там метров 400. Ниже означенная шивера плавно переходит в первую очередь Печорского порога. Где именно нас навалило на тот камень – ещё в шивере или уже в пороге, я так и не понял, но матрос по команде… побоялась выскочить и оттолкнуть байду, потеряли с десяток секунд, а дальше всё было кончено. Байду опрокинуло, дочку долбануло головой о камень, я выскочил без потерь, и стал переворачивать байду обратно, но… попробуй, переверни! С водой она весит порядка тонны. К счастью, движение ещё не было завершено и судно удалось вновь поставить на киль, хотя порвал две стальные заклёпки и оторвал распорку кормового шпангоута (на котором, между прочим, крепится капитанское сиденье, что обидно…). Далее отчерпали воду каской, сели в байду и продолжили сплав. Снизу к нам, естественно, подплыл страхующий экипаж, но ближе, чем метров на 20 подобраться они не могли, так что ограничились подбадриванием друг друга жестами. Видел бы кто Криса после такого купания!
Вот этот экипаж в более спокойной обстановке. Эх, верёвку бы сюда!
|
Мокрая крыса – это что-то! Он вылез из своей сумочки, где всё поменяли на сухое, и всем своим видом показывал, что обратно не полезет, ну ни в жизнь! Вот так.
Далее вторая очередь Печорского порога. Намного мощнее Киевского, да и опаснее. Главное – нет одной струи, приходится интенсивно маневрировать при очень сильном течении, что довольно трудно. Салют навалило на некий камень – экипаж выскочил, спихнул байду и дальше поплыл. Получилось так, что у дочки от предыдущего удара разлетелось крепление каски. Пока я искал каску, то да сё, остальные уже прошли. Кончилось тем, что капитан заверил меня, что в данном пороге каска не нужна, я отдал матросу свою взамен побитой и мы пошли… Вещи, слава Богу обнесли по берегу.
Нас навалило на тот же камень, что и Салют, но у матроса руки оказались сорваны ещё в предыдущем киле, один же я справиться с байдой не смог, тем более, что она на полтора метра длиннее Салюта, короче, нас потянуло совсем не в ту струю. У матроса не выдержали руки и её оторвало от судна и протащило по двум грядам камней, к счастью, спасик сработал как доспехи – побило только конечности, а моя каска надёжна. Весло, молодец, не выпустила. Далее, метров через 20 начиналась третья очередь порога технически, на мой взгляд, более простая, ибо имелась основная струя (если только я со своим куцым опытом вообще способен правильно оценить сложность), но гораздо более опасная ибо река поуже, струя сильнее и камней поболе. Одно неверное движение может дорогого стоить. Её, соответственно понесло туда, но на берегу стояла какая-то группа – быстренько спустили на воду катамаран и подобрали терпящего бедствие. Там до берега – метров 15, да с веслом в руках трудно плыть. Я же весло, увы, упустил – не хватало сил удержать байду одной рукой. Меня с байдой тоже протащило по камням, но я умудрился развернуться вперёд ногами и зацепиться за камень. Побило, конечно, но голову уберёг. Далее начинаются фокусы. В байде, безопасности для, были привязаны четыре надутых автомобильных камеры, как ёмкости непотопляемости. Так вот, её, со всеми этими хвалёными емкостями и, в-общем то положительной плавучестью прижало к камням на глубине порядка метра и – намертво. Не знаю, как меня угораздило, но дёрнул корму со всей дури вверх и поставил днище под углом к струе. Вода сама сорвала байду с камней, а тут уж я не зевал – развернул её кормой к течению и даже сам на камушек вылез. Стою посреди порога на камушке, держу байду, струи вокруг меня (точнее, камень) обходят, воды (на камне) по-колено. Лепота!!!
Беру себя в руки. Вообще-то, по сравнению с альпинизмом это курорт. Эх, если б там можно было после срыва оглядеться, обдумать ситуацию! А здесь – пожалуйста! Стою посреди порога, как памятник нерукотворный, держу байду, сил трачу немного – она развёрнута кормой к струе. Весла вот только жалко… Кстати, эта проклятущая струя отстегнула(!) фиксатор, выбила из крепления правый фальшборт и смыла крючок крепления весла. Впрочем, невелика потеря, весло-то уже того...
Между тем от группы на противоположном берегу на байде приплывает какой-то парень, становится в противотоке метрах в 15 ниже меня и жестами (вода ревёт так, что ничего не слышно) предлагает отпустить байду. Жестами же отвечаю, что тогда её унесёт в третью очередь и перемелет и помочь мне тут он ничем не сможет. Оценивает ситуацию, соглашается и уплывает.
Стою дальше там же. Вода, ну не то чтобы парное молоко, начало мая всё-таки, ХОЛОДНОГО мая, но в воде как-никак теплее, нежели на ветру, который, увы, присутствует. "Ветрило-ветер, что ты так сильно веешь?". Прикидываю, что на пол-часа меня ещё хватит, а дальше как Бог даст. Говорят есть йоги, которые высушивают на себе по 7 смоченных ледяной водой простыней. Дилетанты! Куда же всё таки запропастилась вся группа?????? (Суда на месте – я их вижу на берегу). Где люди?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ау-у-у!!!!!!! Остаётся только ждать да прикидывать возможные последствия самосплава. Впрочем меня этой реке не взять – руки коротки, но очень уж не хочется терять байду и безумно жаль уплывшего весла. Да и по камням побьёт, но всё равно до берега доберусь. Вот уж точно, на ЭТОМ пороге каска не нужна!
Стою, скучаю. Сушу одежду методом йогов (на себе). А куда деваться – руки-то заняты! Подплыл давешний парень, бросил снизу спасконец. Вот это другое дело! За неимением обвязки привязываю его к заднему шпангоуту (тогда я не знал, что этого делать нельзя). Он (спасатель, естественно, а не шпангоут) отплывает к берегу.
Ба! Наконец! Объявились его превосходительство! Несётся по берегу как заяц (в смысле забрасывая задние ноги перед передними) огромными скачками, за ним остальные. (По свидетельству Адмирала, к тому времени моя синяя футболка и все прочие части тела были одного цвета). Парень отдаёт им спасконец и я отпускаю байду, она проходит порог… Что за прича!!! Чтобы обозначить затонувшее (не дай Бог) судно, за байдой на длинном фале тянется поплавок, так вот он зацепился где-то сверху. Освобождаю его одним рывком и фал тут же… опутывает мне ноги. Дальнейшее чем-то напоминало половецкие пляски – распутаться удалось прежде, чем фал натянулся, но зрелище, должно быть, было умопомрачительное.
А произошло вот что. Пока мы наверху спускали судно на воду, один из экипажей пошёл третью очередь порога. Ребята перевернулись в самом сливе на самом опасном месте. Побило их там немало и все, естественно, дружно кинулись спасать пострадавших и приводить в чувство, выловили, кстати, и какое-то "левое" весло… Потом им уже на берегу оказывали помощь… Я видел с порога какое-то движение внизу, но больно уж далеко было, подробностей не рассмотрел. О том, что сверху идёт ещё один экипаж знал только Адмирал, а у него всё лишнее вылетело из головы начисто… Затем, когда всё обошлось, Адмирал потихоньку начал соображать, что трёх вёсел у экипажа быть не могло, за веслом же, как правило, следует тело (то ли по воде, то ли по берегу), которого почему-то не наблюдается… Короче он решил вернуться и полюбопытствовать, что же там всё-таки произошло и, буквально через пару минут, наткнулся на моего насквозь мокрого матроса, который в полной прострации ничего объяснить не мог, да этого и не требовалось…
Итак, вернёмся ко второй очереди. Байдарку на спасконце благополучно прибило к берегу, Адмирал с помощником перепрыгнули по камешкам и стоят на выступающем из воды камне метрах в пяти выше по течению и чуть ближе к берегу, настолько близко ко мне, что удаётся докричаться, Адмирал пытается объяснить мне, как выбраться из порога, но увы, опыт (ставили, естественно, на мне) показал, что струя между нами по грудь глубиной, а такой струи не одолеть – собьёт. Мне бросают тот же спасконец, дальше начинаются спасработы по методу Его Превосходительства. Адмирал орёт: "Булинь вязать умеешь?!!". (Вопрос задан альпинисту ? :-)) ). Отвечаю, дескать, умею.
- На груди?
- Умею!
- Вокруг пояса?
- Умею!
- (Посовещавшись) Так вот, вязать его не надо! ? Возьмись двумя руками!
Взялся. Тогда они потянули так, что я какое-то время не знал, то ли меня река о нижний камень разобьёт, то ли эти лоси о верхний размажут. Короче, вытянули.
Вокруг знаменитый Александрийский парк, подобно Софиевке, разбитый ещё графом Потоцким. Пока я заклеивал дыры в байде, народ отправился смотреть окрестности. Красотища вокруг!!! Даже вещи высохли (ну, почти). Кстати, за весь поход это единственный раз, когда с нами не было Криса – его оставили стеречь вещи на берегу. Вот и попробуй тут, не поверь древним пословицам.
Как на грех, на правом берегу нет места для стоянки, приходится переправляться на левый, аккурат между первой и второй очередью. Перепада высот там нет, но я же не писал, что нет камней! А у меня матрос не отошёл от шока, да и сам я, того, правда мне не впервой, но всё равно неприятно. Но мы сегодня дежурные, значит, пути к отступлению нет.
Переодеваемся в мокрое (чёрта лысого рисковать сухою одеждой), садимся в байду… Грести приходится носом против течения, иначе снесёт в третью очередь. Прикидываю, вот тут бороться с течением, вот тут ослабить усилия и дать себя снести за эти камни, оттуда под защитой камней – в улов и к берегу. Начинаем грести, естественно, со всей дури. Байда всё выше и выше и выше… Стоп! Эдак мы сейчас вторую очередь пройдём сверху вниз! Умеряем пыл – не помогает. Перестаём грести – не помогает. Приходится отгребать задним ходом. Воистину, сам себя перехитрил.
Бивак вышел отменный, погода – сказочная. По всей остальной стране льют дожди, а у нас весь поход солнышко – погорели все. Как-то так вышло, что защитного крема никто не взял, отвыкли от солнца. Раны от камней на обгоревших конечностях – это круто!
Наш бивак
|
Наутро, проснувшись, посреди бивака в корнях дерева обнаружили дупло, в котором, как ни в чём не бывало, посреди всего этого тарарама сидит на яйцах дикая утка. Вот это выдержка!
Это я, утка!
|
Там же, в непосредственной близости от утки.
|
Наученные горьким опытом на маршрут выходим попарно – по два экипажа. Четвёртая очередь порога – по сути та же шивера, далее они продолжают попадаться чуть ли не на каждом повороте. Ложе реки приобретает ступенчатый характер – то тихая ровная гладь (иногда с кувшинками), то резкий сброс и, естественно, то порог, то шивера. Серьёзных препятствий, впрочем, не было.
Вот так выглядит тихая вода. Не обвиняйте капитана в пьянстве за рулём - у данной байды отсутствуют даже румпель!
|
А вот что бывает между тихими участками. Этот опытный экипаж шёл вместе с нами (точнее, наоборот)
|
Бывало, собирались вместе и шли так:
Группа на маршруте
|
Обленились до того, что пообедать пытались вот так,
Обед
|
но не понравилось – неудобно.
Так или иначе, вечером разбили шикарный бивак, на котором Его Превосходительство нас покинул – ему надо было возвращаться на работу, а группа приступила к празднованию дня рождения вице-Адмирала. Король умер - да здравствует Король! На другое утро – подъём и быстрым ходом в Райгород. Шивер и мелких порожков по дороге немеряно, проходили их с ходу, особо нигде не задерживаясь.
Непосредственно сверху – слив.
|
У нашего экипажа даже наметился определённый прогресс – если раньше мы сперва садились на камень, и только потом замечали его, то теперь мы сперва замечали камень и лишь потом на него садились со всего маху. Так мы перепробовали все камни, на которые можно сесть, не исключая и те, на которые сесть в принципе невозможно. Правда, без последствий – кильнулись только один раз, и то не из-за серьёзности препятствия, а исключительно по моей вине. Там в узкой протоке поперёк метра на два над самой водой висело бревно. Если б камень – ещё куда ни шло, от камня струя отбивается, а под бревном проходит свободно. Нужно было отбиться против струи максимально вправо от бревна, но там присутствовал неслабый камушек, на который очень не хотелось. В итоге пытаясь пройти впритирку к камушку подальше от бревна я так рьяно грёб, что когда увидал его (характер протоки позволял это сделать лишь в последний момент) оказался… намного правее камня. Пришлось идти по непредусмотренному пути и, естественно, сели и, естественно, навалило… Но прошлый урок пошёл впрок – уже через пару секунд мы стояли на камушках и держали судно. Байда, конечно, черпанула немало воды, но не более. Можно было садиться и плыть дальше, но проще было отбуксировать её к берегу, характер реки позволял. Матроса сняла страхующая байдарка, а я выбрался сам, опираясь на весло, как на шест и с крысой в зубах (чтобы не намок). Вот это было зрелище! Вся эпопея заняла минут пятнадцать, не больше. Перекинули байду, вылили воду и дальше пошли. Юнга не пострадал. Зато бревно обошли десятой дорогой :-))
Часам к трём добрались до Райгорода известного тем, что во-первых, там начинается Ладожинское водохранилище интереса для водного туризма не представляющее и во-вторых, здесь река подходит к железной дороге, есть даже свой вокзал. Короче – удобное место для схода с маршрута.
Известно, в конце похода что бы ни было, но байды, особенно шкуры, должны быть тщательно просушены. Во что бы то не стало! Интенсивно собираемся и занимаемся сушкой байдарок… под мелким дождём. Кажется, именно этот процесс имел в виду Буревестник Революции, когда писал: "Безумству храбрых поём мы песню!".
Пикантность ситуации состоит в том, что дизель проходит через Райгород один раз в сутки, причём в черыре часа утра. Следовательно, подъём в три. Ночь безлунная, значит собираться прийдётся в полной темноте, возможно, под дождём. Так и произошло, но судьба была к нам благосклонна – ночью дождь перестал, зато подул сильный ветер – вмиг просушил все палатки. Впрочем, в природе всё взаимосвязано – райгородский кассир оказался сильнее судьбы и просыпаться ради каких-то там пассажиров не пожелал. Последующая посадка в дизель семи экипажей с байдами, плюс рюкзаки, плюс местное население, плюс выяснение, почему не взяты билеты (стоянка поезда – две минуты) могла бы сама по себе стать темой отдельного рассказа, но это уже совсем другая история…
|